
Многие помнят «Музыку листопада 2016», когда в Тарту собрались потрясающие авторы, исполнители и художники. Среди гостей был и художник из Москвы Слава Лихачев (Москва, Россия), который, по словам организатора Людмилы Месропян, «внёс сумасшедший колорит в атмосферу фестиваля». Начиная с дружеских шаржей, врученных на сцене, и заканчивая рисунками, которые делал Слава в Гостиной Mellnovfest. Было здорово наблюдать за работой мастера в Тубина зале. Его шаржи вызывали восторг и у «моделей», и у зрителей. Не меньшим успехом были отмечены и его персональные и коллективные выставки в России, Америке, Франции. Он побеждал в различных конкурсах по дизайну, его работы украшают интерьеры ресторанов и частных домов по всему миру.
Второй год художник Слава Лихачёв является дизайнером фестиваля «Музыка листопада». А в нынешнем году он «назначен» автором главного приза юбилейного, Десятого Тартуского международного фестиваля «Музыка листопада — 2019».
Редакция газеты «Peipsirannik/Чудское побережье» связалась со Славой Лихачёвым, и вот что мы узнали.
— Слава, а с чего всё начиналось? Расскажи о себе: кто, откуда, почему?
— Пять дней спустя после первомайских праздников и шумных демонстраций 1969-го года, в г. Балашове Саратовской области я появился на свет. Вся страна праздновала День печати. Моя мама была всего на 17 лет старше меня и не оказалась подготовлена к моему появлению. Отца я никогда не видел. Когда мне исполнилось 3 года, я переехал в город Пенза, где был усыновлён моим дядей и его женой. С этого момента началась моя сознательная жизнь.
— Хм… Как художника?!
— Собственно, да. Интерес к рисованию у меня появился достаточно рано, лет в 5. Мой папа работал художником-оформителем и частенько брал меня с собой на работу. Я смотрел, как он расписывал лозунги на транспарантах и афиши в кино. В любую свободную минуту я брал в руки карандаш. Рисование для меня было и праздником, и развлечением. Живя в провинциальном городишке, я представлял, предвкушая, свою счастливую взрослую жизнь в качестве художника-оформителя. Хотя папа и отговаривал меня, мол, не благодарная это работа, всегда руки перепачканы в красках. К 10 годам своей сознательной жизни я перепробовал разные интересы — от скрипки до бокса, но, не смотря ни на что, оставался верен рисованию.
— Завидное упорство. Точно знал, что станешь художником? Откуда? Что было таким
мощным стимулом для начинающего маэстро?
— В школьные годы я параллельно ходил в художественную школу, и по окончании восьмого класса поступил в Пензенское художественное училище имени К.А. Савицкого на отделение промышленной графики. Учеба в училище мне давалась достаточно легко, и я не стал останавливаться на достигнутом – после защиты диплома решил «замахнуться на Москву». И, да, мне удалось поступить в Московскую Художественно-промышленную академию имени С.Г. Строганова. Я был счастлив! Передо мной открывалась совершенно новая, самостоятельная жизнь в столице. Период учебы в Академии пришёлся на «лихие 90-е». Я получал стипендию, на которую можно было купить только сникерс. Приходилось подрабатывать – рисовал портреты на улице, продавал картины. Учиться было интересно и легко. На пятом курсе появилась возможность освоить компьютер. А год спустя (во время подготовки дипломной работы), меня пригласили в компанию «Animatek», которая занималась компьютерной графикой. Защитив диплом с отличием, я с ещё большим энтузиазмом стал осваивать компьютерную 3D-анимацию, и уже через год мне предложили работу в Америке над известной теперь всем игрой «Тетрис».
— Предложение интересное, такое делают не всем художникам-оформителям. И что же Америка? Как приняла, какой след оставила в творческой биографии? Чем запомнилась?
— Там я познакомился с создателем «Тетриса» Алексеем Пажитновым. Факт, говорящий сам за себя. Компания, в которой я работал, находилась в Сан-Франциско, Калифорния. Американцы называли этот город «Жемчужина Америки». Проработав 4-5 месяцев, как и планировалось, мне предложили продлить контракт еще на год, а потом и на три! Это было на переломе эпох, 2000-е, эра Интернета. Я увлекся оформлением веб-сайтов, работал в разных игровых компаниях, писал картины, участвовал в выставках и много путешествовал по стране. В итоге я прожил в Америке 15 лет…
— А сейчас?
— С 2013 года и по сегодняшний день живу в Москве. Работаю на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. М. Горького главным дизайнером. У меня также есть профессиональное хобби — пишу акварелью, провожу мастер-классы по живописи и организовываю выставки-продажи по Москве.
— «Профессиональное хобби» – это когда совпадают твоя профессия и твоё любимое занятие, и от того и от другого ты поучаешь удовольствие, моральное и материальное. Так это же одна из формул счастья! Ты счастливый человек?
— Конфуций говорил: «Займись любимым делом, и ты не будешь работать ни одного дня в своей жизни». Да, я считаю себя счастливым человеком, так как получаю от жизни удовольствие! Я занимаюсь любимым делом – приношу радость людям, создавая красоту, и при этом у меня ещё остаётся стремление к новым мечтам. Я хочу объединить моё профессиональное хобби с путешествиями по всему миру. Недавно я получил предложение от одного владельца яхты принять участие в недельном плавании по лазурным берегам Франции с группой из 8-10 человек и провести там пленэры и мастер-классы по акварели. Мне эта идея очень понравилась. Пленэр назначен на середину октября, практически через неделю после фестиваля «Музыка листопада»!
— А теперь немного о главном – о творчестве. В тех работах, которые удаётся «выловить» в интернете еще до того, как их купят, порой трудно сориентироваться в авторских предпочтениях, в стиле, манере…Кто он, этот Слава Лихачёв, как художник – пейзажист, портретист, арт-дизайнер? Реалист, импрессионист, сюрреалист, шаржист? И в чем секрет его популярности?
— На мой взгляд, секрет любого мастерства заключается в ЛЮБВИ к тому, чем занимаешься. Когда ты живешь с любовью к своему делу, то происходят ЧУДЕСА. Многие заказчики портретов удивляются, как мне удаётся, не видя человека вживую, по фотографии не только нарисовать точь-в-точь, но и передать характер и раскрыть сущность человека в портрете? Я благодарен моему отцу за то, что он привил любовь к портретам. Что касается стиля и манеры письма, то мне нравится сочетать реализм с сюрреализмом, предложить зрителю полетать в моих фантазиях… А когда мне удается затронуть «нотки» чувств и эмоций, которые переживают зрители и хотят ощутить это снова и снова, во тут-то и появляется популярность, наверное…
— Слава, на твоих семейных фотографиях в соцсетях видно, что человек много путешествует по белу свету. Но если некоторые путешественники не отрывают руку от кнопки фотоаппарата, то, похоже, кисть словно привязана к твоей руке. И в машине, и в палатке, и под пальмами… Вечный пленэр. А ведь не угнаться же с кисточкой в руке за диафрагмой объектива! Фотография и акварель – в чём сила, Слава?
— Сила акварели, на мой взгляд, в непредсказуемости. Я использую технику по сырому – смачиваю весь лист бумаги, и пока она сохнет пишу картину. Как только бумага высохла – картина закончена. Это очень сложная техника, где художник должен очень тонко чувствовать материал и быть очень ловким на протяжении всего процесса. Этот процесс похож на танец или на диалог между художником и акварелью.
— Твой первый приезд на фестиваль в Тарту был в 2016 году. Каким ветром сюда занесло? Какие впечатления о людях, городе, стране Эстонии? И что, вообще, по поводу этого замечательного фестиваля хотел бы сказать автор главного приза?
— Я имел честь познакомиться с Людмилой Месропян на просторах Фейсбука. Тогда я ещё не знал, что эта внимательная, красивая и остроумная женщина – организатор и вдохновитель Международного фестиваля авторской песни «Музыка листопада» в Тарту. Но очень скоро я получил приглашение на очередной фестиваль и с радостью согласился. Я был в качестве зрителя и художника, одна из моих картин (с легкой руки Людмилы) стала символом фестиваля. Я участвовал во многих подобных мероприятиях, но такого тепла и внимания не получал никогда! Тарту меня удивил своей молодостью. Позже на экскурсии я узнал много интересного о городе, в котором 2/3 жителей – студенты. Фестиваль очень понравился. Интересная и разнообразная программа и зал Тубина, который как-будто создан для «Музыки листопада». Его сцена не имеет границ, так как задняя стенка сделана из стекла, сразу за которым находится парк, утопающий в разноцветной, кружащейся листве. Это лучшая декорация! Особенно приятно, что фестиваль большое внимание уделяет художникам. За годы проведения фестиваля Людмила собрала очень достойную коллекцию картин. И главный приз фестиваля – всегда картина. Это очень здорово и символично! Прогулки по Тарту вдохновили меня на новые акварели, большую часть которых я с удовольствием подарил Людмиле, фестивалю.
— Готов ли сам нынешний приз и чем порадует художник сердце будущего счастливого избранника тартуской публики?
— Приз-картина почти готова. Не буду до начала фестиваля раскрывать все секреты. Скажу только, что она состоит из 3-х холстов, собирающихся в единый ансамбль «Музыки листопада».
— И, конечно же, пожелания всем участникам и зрителям фестиваля, с которыми встретимся уже совсем скоро – 4-6 октября в Тубина зале.
— От всей души желаю фестивалю талантливых исполнителей, благодарных зрителей, ярких красок и щедрых меценатов!
— Спасибо за интересную беседу! Удачи на акварельных просторах!
Беседу вёл Фёдор Маспанов,
обладатель главного приза фестиваля «Музыка листопада» 2010 года.
На снимках: Слава Лихачёв; работы художника.
Фото из архива С. Лихачёва






