
— Елена Касьян, город Львов, Украина — так коротко представила Вас зрителю на фестивале „Музыка листопада” нынешнего года Людмила Месропян. А что еще можно рассказать про обладательницу Приза зрительских симпатий 2015 года Елену Касьян?
— Я автор-исполнитель, кроме песен пишу стихи и прозу, публикуюсь, руковожу клубом авторской песни «Послушайте» во Львове. У нас такой клуб еще существует, хотя притока молодёжи в него практически не наблюдается. Меж тем, во Львове русская поэзия жива, и редкие концерты авторской песни ещё собирают маленькие залы. Во Львове ежегодно проходит самый большой в Украине международный форум издателей и литературный фестиваль. В программе этого фестиваля всегда много концертов, поэтических вечеров, встреч с писателями и поэтами. При поддержке посольства РФ у нас издается русскоязычный альманах «Русское слово», где печатаются львовские поэты и писатели. Так сложилось, что я пишу на русском языке. У меня отец русский, а бабушка полька. Я родилась и всю жизнь прожила во Львове, училась в украинской школе, владею и украинским, и польским, но стихи и песни пишу на русском языке.
— А когда началась поэзия Елены Касьян?
— Очень рано. Первое стихотворение было написано в 3 года, и оно звучало так: «Мою маму я люблю и никому не отдаду». Потом писала всю жизнь — в школе, в студенческие годы. Стихов всегда писала больше, чем песен. Уже позже попала в клуб авторской песни, и началась совсем новая страница в творчестве.
— Что рождается первым — стихи или музыка?
— Бывает по-разному. Но для меня всегда важнее стихи. Я самоучка, у меня нет музыкального образования, пишу музыку «на слух». Я училась на режиссёрском отделении, это мне здорово потом помогло и в клубной работе, и в организации собственных концертов.
— Ваши родители были как-то связаны с литературой или музыкой?
— Да, мама всегда пела, и сейчас поёт в хоре, папа играл на ударных инструментах в заводском ансамбле. Мой дедушка был учителем, играл на трубе и прошел всю войну в составе военного оркестра, а прадед играл на аккордеоне. Так что музыкальные корни у меня есть.
— От детского «не отдаду» до сегодняшнего «не отдам». Что «никому не отдаст» сейчас Елена?
— Я не знаю, мне кажется, что человек может всё отдать. Есть такая модная фраза: «Самые важные вещи – это не вещи». Самое сокровенное можно оставить для себя. Но всё настолько проницаемо в жизни… Как, к примеру, можно не отдать любовь? Только ее и стоит отдавать, собственно. Поэтому мне ничего не жалко!
— Когда гитара впервые оказалась в руках?
— Гитара появилась, когда мне было 15 лет. Отчим подарил инструмент, показал три первых аккорда. Он был очень талантливым человеком, я ему благодарна.
— А когда родилась первая песня?
— Сразу! Я раньше писала много стихов, и пыталась их петь, а тут появилась возможность себе аккомпанировать. Все песни сперва были на трёх аккордах. Это потом уже я стала играть лучше и разнообразней. Со стихами всегда было чуть проще, чем с музыкой. Раньше, в юности из каждых двадцати песен я выбирала одну лучшую. Теперь каждый раз я пишу только эту одну. Поэтому теперь пишется мало, но больше ничего не уходит в стол – всё пою в своих программах. Записала четыре альбома авторских песен.
— Любовь — лейтмотив практически всех песен. Кстати, много грусти в песнях. Это связано с личными переживаниями?
— Песни о любви, но не только. Они ещё о жизни и смерти, о каких-то вечных ценностях. Хотя я лирик, безусловно. Наверное, в работах каждого творческого человека отражается все, что связано с его личными переживаниями. В авторской песне это особенно заметно, тут идёт доверительный разговор напрямую. Мне часто говорят, что нужно писать больше весёлых песен, радостных. На моих концертах часто плачут, но это целительные слёзы. Иногда человек приходит к освобождению через катарсис. Мы все зажаты, носим внутри много эмоций, проблем, сомнений. Музыка и поэзия способны вскрыть этот нарыв и впустить в душу немного света, очистить, успокоить…
— Есть ли что-нибудь для детей?
— У меня вышло два поэтических сборника, но детских стихов там совсем мало. Для детей я пишу прозу: сказки, рассказы. В Москве и Петербурге изданы две моих книжки для детей «Фея по фамилии Дура» и «Самое важное желание».
— Немного о личном: муж, дети?
— У меня есть взрослая дочь, которая замужем. Она пошла совсем по другому пути, ушла в спорт, работает с лошадьми. Но у неё красивый голос и прекрасный слух, хотя вкусы совсем другие уже. Я очень ею горжусь.
— Ну, и, конечно же, нельзя не спросить о Тартуском фестивале: каковы впечатления?
— Я несколько лет совсем не выезжала на фестивали. Хотя до этого, в юности много поездила в качестве конкурсанта. Была лауреатом многих фестивалей в Украине, России, Беларуси, в том числе на Грушинском фестивале в 2009 году. Потом часто работала в составе жюри и творческих мастерских, занималась концертной деятельностью. Получается, что к Тартускому фестивалю я шла долго. И здесь все произошло так, как часто в нашем мире теперь происходит: Людмила Месропян услышала меня в сети, заинтересовалась, а потом написала письмо и пригласила меня на фестиваль. Мы целый год вели переговоры, у меня все что-то не получалось, не складывалось. Но так было суждено, что я всё-таки оказалась здесь, выступила…
— Выступление было блестящим, и тартуский зритель по достоинству его оценил, отдав большинство голосов за Елену Касьян.
— «Музыка листопада» в Тарту – для меня самое яркое впечатление этого года. Это для меня личная победа. Приз зрительских симпатий, за который я очень благодарна тартусцам, — это не самоцель. Подвиг и волшебство в том, что я здесь побывала. Каким-то чудесным образом встали звёзды, и я попала в пространство, где времени нет, его там просто не существует… Три волшебных дня тартуская осень дарила нам солнечное тепло и небесную синеву, сияние глаз и нежность улыбок, объятия друзей и праздник новых знакомств. Но главное — песни! То, что всех нас там собрало. Музыка и поэзия… Еще я хочу сказать, что не каждый большой город может похвастаться таким прекрасным фестивалем. Городу Тарту есть, чем гордиться, и те люди, которые этим занимаются, они просто молодцы, и они живут на такой прекрасной земле, где их поддерживает большое количество людей, раз залы полные. Это удивительно. У нас в Украине сейчас на фестиваль авторской песни собрать зал на 100 человек — это очень сложная задача. Поэтому я хочу пожелать и фестивалю, и зрителям, чтобы это все не проходило, не останавливалось, развивалось. Очень приятно, что и культура здесь развивается, и язык звучит, и песня. Проникновение культур говорит только о том, что все в мире взаимосвязано, и хорошо, что мы друг друга понимаем. Здесь люди из разных стран поют песни на русском языке, и это здорово.
— А какие впечатления остались об Эстонии, о Тарту?
— Очень понравился Таллинн, он действительно чем-то похож на Львов, особенно архитектура старого города. Было мало времени на экскурсии, это надо восполнить. И Тарту очень красивый и необычный, я не была в городах такого типа: неспешный, немного вальяжный, очень интеллигентный. Я просто в восторге от Тарту, от Эстонии. Очень хочется сюда вернуться, поближе познакомиться с историей, с людьми.
— Кстати, Тарту еще можно назвать и городом мудрецов, здесь ведь не только студенты, но и знаменитые профессора. И еще говорят, что здесь, в старом парке каждое дерево лечит, стоит только прикоснуться к нему и попросить. Так что, Елена, встречаемся в Тарту, у фонтана!
— Спасибо! И до встречи!
Беседу вел Фёдор Маспанов
На снимке: обладательница Приза зрительских симпатий фестиваля «Музыка листопада-2015» Елена Касьян выступает в колонном зале Тартуского университета.
Фото В.Данилова